Методические рекомендации по организации обучения руководителей и работников организаций. Противопожарный инструктаж и пожарно-технический минимум

В Российской Федерации большинство пожаров возникает в результате безответственного отношения отдельных граждан к правилампожарной безопасности, незнания опасности и непредвидения последствий этого разрушающего бедствия.Методические рекомендации по организации обучения руководите
Сегодня почти каждый второй пожар происходит из-за неосторожного обращения с огнем, каждый четвертый — несоблюдения требований правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых приборов. В целом по стране по вине граждан, не знающих основы пожаробезопасного поведения, происходит более 70% пожаров. Приведенные данные свидетельствуют: решение проблемы пожарной безопасности во многом зависит от повышения уровня противопожарных знаний.
В нашей стране на протяжении многих десятилетий работает система организации обучения в области пожарной безопасности, охватывающая практически все слои населения. Тем не менее, эта система нуждается в повышении эффективности отдачи. Это одна из важнейших задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации и государственного пожарного надзора, предназначенного активизировать работу в важном, если не ведущем, направлении снижения количества пожаров.
Организация обучения населения в области пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом «О пожарной безопасности» N 69-ФЗ (далее — Федеральный закон N 69-ФЗ), Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее — ППБ 01-03). В указанных руководящих документах прописано, что организация обучения населения мерам пожарной безопасности относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 18 Федерального закона N 69-ФЗ, п. 11 ППБ 01-03). В организациях обучение мерам пожарной безопасности проводится администрацией (собственниками) организаций (ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ). При этом отмечается, что «все работники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров в порядке, установленном руководителем» (п. 7 ППБ 01-03).
Как видим, в руководящих документах прослеживается четкая и последовательная структура системы обучения в организациях, согласно которой противопожарные знания доводятся до каждого работника. В чем же резерв повышения эффективности данной системы?
В настоящее время отсутствует единая система обучения работающего населения. Такое положение негативно сказывается на уровне подготовки руководителей и работников организаций, так как единых требований к обучающим программам не существует и качество обучения не контролируется.
С введением поправки в ст. 25 Федерального закона N 69-ФЗ обучение работников организаций осуществляется по специальным (учебным) программам, согласованным в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности. С целью предъявления единых требований к уровню подготовки работающего населения и контроля за качеством осуществления обучения в области пожарной безопасности согласующим органом должны предъявляться единые требования к обучающим программам и, соответственно, к качеству подготовки работников организаций в области пожарной безопасности.
Кроме того, на руководителей организаций возлагаются обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности (ст. 37Федерального закона N 69-ФЗ) и ответственность за их нарушение (ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ), в соответствии с которыми должна осуществляться подготовка данного контингента специалистов (с учетом их обязательств обучения работников организаций мерам пожарной безопасности).
Настоящие Методические рекомендации разработаны в помощь руководителям и специалистам организаций, отвечающим за проведение обучения работников мерам пожарной безопасности, разработчикам программ обучения мерам пожарной безопасности в рамках противопожарного инструктажа и пожарно-технического минимума, а также представителям федеральных органов исполнительной власти, утверждающим программы обучения работников организаций в области пожарной безопасности.
Методические рекомендации разработаны на основании опыта обучения руководителей и работников организаций в субъектах Российской Федерации, учитывая оперативные данные о ситуации с пожарами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

0